Татарстан приступает к решению второй древнейшей проблемы
24 мая 2006 года

В целом по России плотность дорог с твердым покрытием составляет 5,3 км на тысячу душ, а в Татарстане - 3,5 км (лишь у 15 регионов этот показатель ниже татарстанского). Но завтра республика сделает первый шаг к решению второй древнейшей проблемы. Госсовет РТ приступит к утверждению республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса РТ на 2006 - 10 годы".

Сначала о печальном, т.е. о реальности, данной нам в ощущениях. Программа констатирует: "Дороги республики имеют повышенную долю опасных участков". В 27 процентов населенных пунктов республики не ходят автобусы - просто не по чему им там ходить. Что до дорог Казани... к 2015 году на них ожидается двукратное увеличение количества автомобилей, а строительство магистралей завершено на 46 процентов, транспортных развязок - на 26, путепроводов - на 55... от объемов, предусмотренных на 1969 год!

При таком раскладе просто счастье, что у татарстанцев на круг не так уж много личных автомобилей - всего 122 машины на каждую тысячу душ. В одном только Приволжском федеральном округе половина регионов опережает нас по этому показателю.

Но на наших дорогах даже сравнительно малое количество машин не спасает: по уровню травматизма мы в округе уступаем только Кировской области. Там, кстати, личных авто еще меньше, но зато ведь там тайга, лесовозы и медведи... На 100 млн. машино-километров (есть такой зубодробительный статистический показатель) в РТ происходит 70 ДТП с числом раненых более 80-ти. Среднероссийский показатель - 60 ДТП и 70 раненых. Но это еще цветочки. Главный составитель и в будущем главный распорядитель средств программы - Минтранс РТ заботливо подсчитал, что если программу "Развитие транспортного комплекса..." срочно не принять и не профинансировать во всем ее многообразии, то к 2010 году произойдут дополнительно 15346 ДТП с потерей 2179 человеческих жизней...

Пятилетняя программа стоит 83,4 млрд. рублей. Предполагается, что 18 миллиардов от ее стоимости мог бы выделить федеральный бюджет. Бюджету республики предстоит заплатить 38 млрд. руб., муниципальным бюджетам - 4 миллиарда, средства предприятий составят 17 миллиардов, еще 6 должны дать инвесторы.

Ремонтом и строительством дорог, в том числе платных, программа не исчерпывается. Задумано и приобретение подвижного состава всех родов транспорта (включая общественный, водный, железнодорожный и воздушный), строительство объектов транспортной инфраструктуры (мостов, вокзалов и проч.)... И даже "как минимум трех мультимодальных логистических центров, два из которых (Свияжск, Нижнекамск) будут обслуживать все виды транспорта".

Понятно, что логистика общественного транспорта также обязана претерпеть определенные изменения. В 2005 году объем перевозок пассажиров этим транспортом упал более чем в два раза. Что, как стыдливо объясняют составители программы, "в определенной степени является следствием отмены льгот на проезд". Программа предполагает как оптимальный вариант сокращение к 2010 году объема трамвайных перевозок (вследствие, очевидно, сокращения числа трамвайных маршрутов), в первую очередь, в Казани. Зато троллейбусные линии усилят.

А вообще ожидается, что граждане станут оказывать предпочтение автобусам общего пользования. Правда, это должно произойти лишь в результате "роста реальных денежных доходов населения", так что, видимо, путешествие автобусом подорожает.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"